Фольклор как средство оздоровления

И снова Ритм!

Музыка — явление физическое. Она представляет собой совокупность звуковых сигналов, которые проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе головного мозга.
Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое ощущает ритм, а правое — тембр и мелодию. Самое сильное воздействие звука на организм оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения.
Ритм – это первое, что слышит ребенок в утробе матери – ритм биения ее сердца, ритм ее дыхания. Напевая колыбельную новорожденному ребенку, мать автоматически «настраивает» темпоритм песни под тоны своего сердца. Происходит координирование внутренней пульсации организма и естественной нормы периодичности дыхания матери и ребенка. Находясь на грани сна и яви, благодаря определенной схематичности интонационных оборотов, колыбельная  влияет на мозг ребенка, подобно гипнозу, производя так называемый «маятниковый эффект». Колыбельная словно «учит» ребенка засыпанию.
                Но в современном мире редкая мама понимает значение колыбельной, которую пели ребенку до 2-х-летнего возраста. И современный ребенок лишен этой первой естественной ритмической стимуляции, оказывающей на него терапевтическое воздействие.

"В роток - говорок, а в головку - разумок..."

Зачастую современный малыш лишен и тактильной стимуляции, которая происходила в процессе «пестования» младенца. «В ноженьки – ходунушки, в рученьки – хватунушки…» - так приговаривала мама, поглаживая ребенка, передавая ему свою энергетику, развивая мышечную структуру. «Сорока-сорока…» - в спокойном, размеренном ритме напевали бабушки, держа внуков на коленях, поглаживая им каждый пальчик, «варя кашку» на ладошке и гладя макушку. А иначе - активизируя особые рецепторы на ладошках и кончиках пальцев, связанные с речевыми центрами мозга, и стимулируя работу двигательного анализатора, который является координатором всей двигательной деятельности человека. Бытует мнение, что мама должна погладить своего ребенка по головке не меньше 20 раз в сутки, как бабушки говорят – «чтоб родничок зарастал», но нам-то теперь понятно – для чего…
Так мудрая народная культура дает нам веками апробированное средство активизации двигательной (ритмической) сферы – пестушки и потешки – незатейливые песенки-попевки, с иногда, казалось бы, непонятным, а, скорее, забытым смыслом. 

3 комментария:

  1. Как у Вас тут Елена всё интересно! И полезно, конечно. Восхищаюсь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила! Как педагог искусства люблю "наводить красоту"... ЗдОрово, когда есть возможность... Спасибо проекту!

      Удалить
  2. Елена, у Вас здесь как в новогодней сказке! И снежинки, и дед мороз, и елки! Здорово! А еще мне очень понравилась живая фотография, это просто шедеврально!

    ОтветитьУдалить