И снова Ритм!
Музыка — явление физическое. Она представляет собой совокупность
звуковых сигналов, которые проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе
головного мозга.
Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями:
левое ощущает ритм, а правое — тембр и мелодию. Самое сильное воздействие звука
на организм оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений
лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте
дыхания и сердцебиения.
Ритм – это первое, что слышит ребенок в утробе матери – ритм биения ее
сердца, ритм ее дыхания.
Напевая колыбельную новорожденному ребенку, мать автоматически
«настраивает» темпоритм песни под тоны своего сердца. Происходит
координирование внутренней пульсации организма и естественной нормы
периодичности дыхания матери и ребенка. Находясь на
грани сна и яви, благодаря определенной схематичности интонационных оборотов, колыбельная влияет на мозг ребенка, подобно гипнозу,
производя так называемый «маятниковый эффект». Колыбельная словно «учит»
ребенка засыпанию.
Но в современном
мире редкая мама понимает значение колыбельной, которую пели ребенку до
2-х-летнего возраста. И современный ребенок лишен этой первой естественной
ритмической стимуляции, оказывающей на него терапевтическое воздействие.
"В роток - говорок, а в головку - разумок..."
Зачастую современный малыш лишен и тактильной стимуляции, которая
происходила в процессе «пестования» младенца. «В ноженьки – ходунушки, в
рученьки – хватунушки…» - так приговаривала мама, поглаживая ребенка, передавая
ему свою энергетику, развивая мышечную структуру. «Сорока-сорока…» - в
спокойном, размеренном ритме напевали бабушки, держа внуков на коленях,
поглаживая им каждый пальчик, «варя кашку» на ладошке и гладя макушку. А иначе
- активизируя особые рецепторы на ладошках и кончиках пальцев, связанные с
речевыми центрами мозга, и стимулируя работу двигательного анализатора, который
является координатором всей двигательной деятельности человека. Бытует мнение,
что мама должна погладить своего ребенка по головке не меньше 20 раз в сутки,
как бабушки говорят – «чтоб родничок зарастал», но нам-то теперь понятно – для
чего…
Так мудрая народная культура дает нам веками апробированное
средство активизации двигательной (ритмической) сферы – пестушки и потешки –
незатейливые песенки-попевки, с иногда, казалось бы, непонятным, а, скорее,
забытым смыслом.
Как у Вас тут Елена всё интересно! И полезно, конечно. Восхищаюсь!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Людмила! Как педагог искусства люблю "наводить красоту"... ЗдОрово, когда есть возможность... Спасибо проекту!
УдалитьЕлена, у Вас здесь как в новогодней сказке! И снежинки, и дед мороз, и елки! Здорово! А еще мне очень понравилась живая фотография, это просто шедеврально!
ОтветитьУдалить